Когда важен каждый рубль
«В связи со сложившейся экономической ситуацией мы не оказываем помощь в сборе средств для лечения за границей». Такие сообщения теперь можно встретить на сайтах некоторых благотворительных организаций.
Кризис, еще не успев толком начаться, уже коснулся одной из самых уязвимых категорий населения России – тяжелобольных детей.
Те фонды, чьи подопечные традиционно проходят лечение за границей, поскольку возможности нашей медицины во многих случаях «оставляют желать», стали первыми жертвами больших политических игр: с ростом курса доллара и евро суммы сборов выросли в разы. Будущее тревожно и для всей сферы милосердия в целом. Как известно, львиная доля благотворительной помощи в России (порядка 75 процентов) – корпоративная, а многие компании в 2015-м пересмотрели приоритеты благотворительной деятельности и сократили бюджет на эти цели.
«Прежде всего обычно сокращается финансирование от коммерческих организаций, – подтверждает Елена Лубянкина, менеджер отдела развития фонда «Родительский мост». – Непросто объяснить людям, что на социально незащищенных группах населения кризис сказывается еще сильнее и им выжить еще сложнее. К сожалению, мы уже ощутили на себе снижение объема благотворительных взносов, становится все труднее поддерживать прежний объем помощи семьям. Растет количество людей, обращающихся за поддержкой, все больше женщин с детьми попадают в тяжелую жизненную ситуацию (многих увольняют с работы, например). А нам в условиях уменьшения финансирования сложнее предоставлять им психологическую помощь и даже снабжать товарами: цены на те же подгузники и продукты детского питания значительно выросли».
Свежей статистики по изменению поведения в кризисный период частных жертвователей (их вклад в благотворительные проекты в нашей стране – около 15 процентов) пока нет, но тенденция к сокращению их участия тоже очевидна. «При выросшем уровне цен количество свободных средств у населения сократилось, соответственно, уменьшился размер переводов от физических лиц», – констатирует Анна Ильина, специалист региональной общественной организации «Петербургские родители» по работе со спонсорами. Один из их важнейших проектов по устройству детей в семьи – «Дети ждут» (vk.com/detizhdut)– немалую часть средств получал как раз благодаря частным пожертвованиям.
Впрочем, Анна не унывает: «Желание помогать – это величина постоянная, и всегда существует разница между желаемым и возможным». Она надеется, что кризис поспособствует тому, что люди начнут относиться к помощи более осознанно. «Помощь должна быть полезной, побуждающей к развитию. Сажайте деревья, учите детей, уступайте место пожилым людям в транспорте, место добру есть всегда».
На то, что кризис не убьет в людях милосердие, надеется и Елена Лубянкина: «В качестве антикризисных мер мы планируем активно развивать систему частных пожертвований: например, установить сеть ящиков в общественных местах. С миру по нитке – голому рубаха, а голодному ребенку – памперс и детская каша. Ведь помощь – это не обязательно какие-то крупные суммы денег. Около 30 процентов бюджета нашего фонда составляют частные взносы. Без преувеличения могу сказать, что важен каждый рубль. Помогать можно и вещами: купить упаковку подгузников, коробку детской каши, банку детского питания – все принимается с радостью и благодарностью. И, конечно же, всегда можно и нужно участвовать нематериально – стать волонтером, репетитором для детей, помочь в перевозке вещей. Все это также очень важно для любого благотворительного фонда. Кризисы рано или поздно заканчиваются, а добрые дела и ощущение взаимопомощи и поддержки остаются навсегда».
Как будет выглядеть реальность, увидим уже по итогам 2015-го. В октябре 2014 года российский фонд помощи «Русфонд» провел исследование, результатом которого стал следующий вывод: «В России много неравнодушных и милосердных людей. Наш путь к сознательной, «цивилизованной» личной благотворительности только начинается. Так, за последний год милостыню подавали 73,4 процента россиян, 46 процентов делали денежные пожертвования, 23 процента делали пожертвования в благотворительные фонды, 7,9 процента перечисляли деньги раз в месяц и чаще. Следующим этапом дискуссии, жертвовать в фонд или напрямую, становится вопрос знания фондов и выбора «своего» фонда».
Будем надеяться, что в кризисный период эта дискуссия как минимум не прервется. А в идеале – что именно милосердие, а не сплочение перед лицом мифических врагов, станет для россиян точкой приложения своих безграничных патриотических чувств. И что никогда на мольбу о помощи никто из нас не услышит отдающий холодом и беспросветностью ответ: «В связи со сложившейся экономической ситуацией у нас нет возможности помочь вашему ребенку».
Кризис, еще не успев толком начаться, уже коснулся одной из самых уязвимых категорий населения России – тяжелобольных детей.
Те фонды, чьи подопечные традиционно проходят лечение за границей, поскольку возможности нашей медицины во многих случаях «оставляют желать», стали первыми жертвами больших политических игр: с ростом курса доллара и евро суммы сборов выросли в разы. Будущее тревожно и для всей сферы милосердия в целом. Как известно, львиная доля благотворительной помощи в России (порядка 75 процентов) – корпоративная, а многие компании в 2015-м пересмотрели приоритеты благотворительной деятельности и сократили бюджет на эти цели.
«Прежде всего обычно сокращается финансирование от коммерческих организаций, – подтверждает Елена Лубянкина, менеджер отдела развития фонда «Родительский мост». – Непросто объяснить людям, что на социально незащищенных группах населения кризис сказывается еще сильнее и им выжить еще сложнее. К сожалению, мы уже ощутили на себе снижение объема благотворительных взносов, становится все труднее поддерживать прежний объем помощи семьям. Растет количество людей, обращающихся за поддержкой, все больше женщин с детьми попадают в тяжелую жизненную ситуацию (многих увольняют с работы, например). А нам в условиях уменьшения финансирования сложнее предоставлять им психологическую помощь и даже снабжать товарами: цены на те же подгузники и продукты детского питания значительно выросли».
Свежей статистики по изменению поведения в кризисный период частных жертвователей (их вклад в благотворительные проекты в нашей стране – около 15 процентов) пока нет, но тенденция к сокращению их участия тоже очевидна. «При выросшем уровне цен количество свободных средств у населения сократилось, соответственно, уменьшился размер переводов от физических лиц», – констатирует Анна Ильина, специалист региональной общественной организации «Петербургские родители» по работе со спонсорами. Один из их важнейших проектов по устройству детей в семьи – «Дети ждут» (vk.com/detizhdut)– немалую часть средств получал как раз благодаря частным пожертвованиям.
Впрочем, Анна не унывает: «Желание помогать – это величина постоянная, и всегда существует разница между желаемым и возможным». Она надеется, что кризис поспособствует тому, что люди начнут относиться к помощи более осознанно. «Помощь должна быть полезной, побуждающей к развитию. Сажайте деревья, учите детей, уступайте место пожилым людям в транспорте, место добру есть всегда».
На то, что кризис не убьет в людях милосердие, надеется и Елена Лубянкина: «В качестве антикризисных мер мы планируем активно развивать систему частных пожертвований: например, установить сеть ящиков в общественных местах. С миру по нитке – голому рубаха, а голодному ребенку – памперс и детская каша. Ведь помощь – это не обязательно какие-то крупные суммы денег. Около 30 процентов бюджета нашего фонда составляют частные взносы. Без преувеличения могу сказать, что важен каждый рубль. Помогать можно и вещами: купить упаковку подгузников, коробку детской каши, банку детского питания – все принимается с радостью и благодарностью. И, конечно же, всегда можно и нужно участвовать нематериально – стать волонтером, репетитором для детей, помочь в перевозке вещей. Все это также очень важно для любого благотворительного фонда. Кризисы рано или поздно заканчиваются, а добрые дела и ощущение взаимопомощи и поддержки остаются навсегда».
Как будет выглядеть реальность, увидим уже по итогам 2015-го. В октябре 2014 года российский фонд помощи «Русфонд» провел исследование, результатом которого стал следующий вывод: «В России много неравнодушных и милосердных людей. Наш путь к сознательной, «цивилизованной» личной благотворительности только начинается. Так, за последний год милостыню подавали 73,4 процента россиян, 46 процентов делали денежные пожертвования, 23 процента делали пожертвования в благотворительные фонды, 7,9 процента перечисляли деньги раз в месяц и чаще. Следующим этапом дискуссии, жертвовать в фонд или напрямую, становится вопрос знания фондов и выбора «своего» фонда».
Будем надеяться, что в кризисный период эта дискуссия как минимум не прервется. А в идеале – что именно милосердие, а не сплочение перед лицом мифических врагов, станет для россиян точкой приложения своих безграничных патриотических чувств. И что никогда на мольбу о помощи никто из нас не услышит отдающий холодом и беспросветностью ответ: «В связи со сложившейся экономической ситуацией у нас нет возможности помочь вашему ребенку».