Вторичное сиротство приемных детей. Повторная утрата ребенком надежд, близких отношений, дома, себя. Как пережить все это, особенно, если ты подросток? Признание собственной беспомощности, неготовности к воспитанию приемного ребенка разрушает жизнь бывших приемных родителей, оставляет чувство неизгладимой вины.
Если у вас есть пять минут, попробуйте выполнить одно упражнение. Соберите друзей. сядьте вокруг стола, возьмите листы бумаги. Попросите, чтобы каждый из них представил себя пятилетним ребенком, а потом взял ручку и бумагу и нарисовал в виде геометрических фигур всех членов своей семьи, которые окружали их в детстве. Дедушку и бабушку, маму и папу, себя, братьев и сестер, близких и дальних родственников. Вспомните их объятия и слова, радостные и печальные моменты вашего детства. А затем предложите каждому вырвать квадратик с собственным именем. Он остался у вас в руках, мгновение, и вы перестали чувствовать руки папы и мамы, объятия бабушки, запах дома. Одиночество, разорванность, бессмысленность, потерянность, горе, протест охватывают вас. А вас берут и встраивают в чужую семью, часто в зияющую дыру на место родившегося или народившегося ребенка, утрат потерь, пустоты, разорванности одиночества. Потому что кто- решил, что вам так лучше. Но ведь такая же зияющая черная дыра остается и в семье, которая не справилась с воспитанием приемного ребенка.
Как помочь ребенку вновь стать чьим -то сыном или дочерью? Как помочь родителям обрести дитя? На пути к приемному родительству они столкнутся с собственной детской болью, утратой близких отношений, представлении о том, как устроен мир и вновь обретут себя, полюбив и приняв, с новыми смыслами и целью жизни. Этот путь они проделают вместе, крепко сжимая маленькую ручку ребенка. Он будет долгим, но бесконечно интересным.
А специалисты службы сопровождения будут рядом, поддерживая и помогая, создавая терапевтическое пространство, в котором можно быть собой, услышать друг друга, свободно выражать чувства, осознать все то, что с тобой происходит здесь и сейчас, было в прошлом, увидеть перспективы будущего.
В 2017 -2018 году программа «Создание инклюзивного терапевтического игрового и творческого пространства для сопровождения семей с приемными детьми группы риска» Благотворительного Фонда «Родительский мост» была поддержана Фондом президентских грантов. Целью программы являлось предотвращение вторичных отказов от приемных детей, оказание помощи родителям и детям.
За время реализации проекта 32 семьи в кризисной ситуации обратились на горячую телефонную линию, 28 из них получили помощь у специалистов фонда.
Обессилевшие взрослые, которые, чаще всего хотят, чтобы специалисты нашли «волшебную кнопку» у ребенка. Одинокие дети, которые чувствуют себя ненужными и непринятыми, они замыкаются или кричат от злости, так велика их боль. Как помочь им вмести пройти путь, чтобы стать дочерью или сыном, матерью или отцом? Научиться любить друг друга просто так, без ожиданий, просто за то, что, жив и дышит где- то подмышкой, а ты можешь вдыхать неповторимый запах детства?
Терапевтическое пространство больше чем индивидуальная психологическая работа с родителями и детьми, социальная и юридическая помощь. Родители и дети посещают групповые занятия, досуговые мероприятия, участвуют в семейных и подростковых лагерях. Терапевтическое пространство - это ощущение общего дома, в котором ты принят таким как есть.
Ресурсные группы для приемных родителей
Как нельзя лучше отвечает идее терапевтического пространства ресурсная группа для усыновителей и опекунов, находящихся на этапе адаптации, на этапе проживания множественных утрат ребенком и родителем, этап, на котором рушатся иллюзии и ожидания, много гнева и слез. В этой ситуации крайне важно помочь приемным родителям. Группа «Мы вместе» позволяет открыто обмениваться опытом и принимать чувства друг друга, она помогает избавиться от эмоционального выгорания, чувства вины, обрести ресурс, принять собственные ошибки как опыт.
Вторая группа («О ребенке и не только») также является группой поддержки для родителей. Сами родители предлагают темы для обсуждения, рассказывают о, как им кажется, безнадежных ситуациях и пытаются вместе найти выход.
Группы набираются два раза в год (весной и осенью) из участников Школы приемных родителей фонда «Родительский мост», которые готовы прежде всего искать «волшебную кнопку» у себя и готовы принять за это ответственность. В рамках реализации программы прошло 16 встреч, в которых участвовали 24 приемных родителя.
Группы для приемных детей. Как вновь обрести себя?
Утрата родителей, дома – это прежде всего утрата самого себя. Ребенок проживает «травму идентичности», чувствует себя оторванным от прошлого, не живет в настоящем и не видит перспектив будущего. Утратив самого себя, он перестает чувствовать связь с собственными чувствами и ощущениями, а значит связь с миром природы, людьми. Именно поэтому группы для детей, организованные в рамках программы были направлены на сенсорную интеграцию, принятие себя, своих чувств, тела, отношений с приемными родителями. Это были группы для детей первых лет жизни, дошкольного возраста и подростков.
В рамках программы прошли 12 групп.
Инклюзивный семейный лагерь для детей, подростков и их приемных родителей
Летом 2018 года в Анапе на берегу Черного моря встретились родители и дети, чтобы вместе отдохнуть и лучше понять друг друга. В первой смене приняли участие 10 семей с 13 детьми от 8 до 13 лет. Так в лагере появилось племя индейцев в головных оперениях и костюмах, вигвамы, волшебные амулеты, которые связали детей со стихиями, ловцы снов, охраняющие ночной покой детей и взрослых. Зазвучали барабаны и флейты. А в вечерние часы родители и дети, участники групп, чувствовали, как мир тотемных индийских животных оживает в пространстве их души и манит в путешествие, даря силы и возможности. Волшебство игры, совместного творчества сделало ближе родителей и детей. В конце смены родители вручили меч и волшебный фонарь каждому ребенку, который они расписали сами в тайне от ребенка. Меч – как символ героической силы, которая дается отцом, а фонарь, как видение пути, который всегда будет освещен любовью матери.
Волшебные родители и чудесные дети дошкольного возраста посетили вторую смену семейного лагеря. В смене приняли участие 11 семей, 14 детей от 2 до 7 лет. Наш лагерь превратился в джунгли, в которых жили семьи различных животных. Родители и дети сочиняли сказки, сами делали костюмы и показывали их на волшебной поляне друг другу. В тени деревьев родители и дети проходили путь, связанный со многими приключениями, его можно было преодолеть только вместе. Они спасали волшебный город, в котором жили родители и дети, волшебные животные. Вместе побеждали злого волшебника, который хотел разлучить детей и родителей, разъединить семьи, строили целый город, соединяли его дорогами, который звучал, звенел и смеялся южным вечером. И увезли часть его с собой.
Каждым утром можно было увидеть родителей и детей, которые в группе с элементами телесной терапии взаимодействовали друг с другом: родители становились деревьями, а дети дикими обезьянами или тоннелями, а дети – паровозиками или машинками. Они чувствовали тепло друг друга, близость и границы, силу и слабость, поддержку и доверие, радость и интерес.
Важным опытом для всех было участие в семейном лагере детей с особенностями в развитии, принятие иного, другого, важного, интересного как опыт принятия самого себя подранка, с уникальным опытом.
«Путь героя» на Соловках
Что может делать подросток летом две недели на Соловках? Сидеть у костра, рубить и пилить дрова, готовить еду, носить воду, жить в палатках. А еще общаться со сверстниками и психологом, чтобы понять свою нужность и значимость для окружающих. Подросток очень хочет почувствовать себя взрослым, он боится быть отвергнутым, и экстремальные условия жизни дают классную возможность почувствовать себя героем и найти путь к самому себе, сверстникам, родителям и другим людям.
«Больше всего понравилось знакомство с новыми людьми, возможность найти новых знакомых. Мне кажется, я стал более раскрепощенным, стал меньше стесняться. Это все заметили — и мама и друзья», - рассказывает один из 12 участников лагеря на Соловках.
По словам психолога Ирины Левиной, которая сопровождала группу подростков на Соловках, «Ребята раскрываются и доверяют тяжелые моменты из своего прошлого, задают вопросы, хотят осмыслить свою жизнь. Я заметила, что подготовленные групповые занятия и спонтанно возникающие, которые вытекают из происходящих процессов — все они происходят на более качественном и глубоком уровне».
Каждый прожитый день на Соловках позволял взглянуть на себя и других, на мир вокруг по- другому, более осмысленно и глубоко. Агрессия и обида, страх, поиски ресурсов через взаимодействие с природой и стихиями, преодоление страха и неуверенности, проживание утрат и философское осмысление смерти и одиночества, так волнующих любого подростка. А для приемного подростка – это часто личный прожитый опыт, который имеет не всякий взрослый человек. Пространство свободы и правил, учитывающих интересы и достоинство каждого. Услышать себя в пространстве: свой голос, звук барабана, имя, смех и плач – почувствовать себя частью мира, вселенной – все это и есть путь героя – путь к себе.
В рамках программы, поддержанной Фондом президентских грантов, сопровождались 135 семей, в которых воспитывается 183 ребенка (из них 92 подростков и 15 детей с ОВЗ).
Совместно со специалистами Фонда удалось создать пространство понимания и любви, в котором ты осознаешь себя, как путника, который стремится в своем путешествии длиною в жизнь понять смысл собственного существования и прожитого опыта.