Путь в «Родительский мост»
Я сама психолог, работаю в детском саду с дошкольниками. Однажды ко мне пришла пара с удочеренной девочкой, у них была очень тяжелая ситуация. Девочка воровала из дома конфеты и раздавала одноклассникам — обычная попытка завоевать друзей и любовь к себе — а родители среагировали на это очень болезненно и жестко. В тот момент я почувствовала, что между родителями и ребенком какая-то пропасть. В семье с кровными детьми я такого не встречала. Тогда я поняла, что я недостаточно разбираюсь в этой теме, стала искать специалистов и нашла «Родительский мост».
В то же время моя собственная семейная жизнь пока не сложилась, стали появляться мысли об опеке. В феврале я пришла на первую консультацию к психологу, а потом стала посещать специалиста, который начал мою подготовку.
Бережная подготовка
Тренинги — это очень интенсивный режим работы над собой. Ты пласт за пластом что-то открываешь в себе. В Школе невозможно учиться формально — ты все равно уходишь на глубину, копаешь все глубже и глубже, и даже не всегда успеваешь переживать все осознанное. Потому очень важна безопасная доверительная атмосфера в группе — в нашей люди оказались адекватные, подготовленные, способные раскрываться и идти вглубь себя.
Индивидуальная работа с психологом до старта школы как раз дает возможность такого плавного постепенного входа. Тогда человек приходит в групповую работу с пониманием себя и представлением о будущем родительстве.
Зачем мне это?
Прежде всего, мне было важно разобраться со своей собственной мотивацией и понять, надо ли мне туда идти. Вопросов и страхов много — пугают довольно сильно, одни форумы в интернете чего стоят.
Однажды мой психолог, Дарья, спросила, не является ли желание «полечиться» за счет ребенка — получить то, чего не хватило в детстве — основой моей мотивации. Я задумалась. Ведь правда, я очень хочу дать ребенку заботу — то, что где-то недодали мне в детстве. И конечно, мне хочется получить принятие и любовь взамен.
Мой опыт работы с детьми в садике говорит, что все дети без исключения ждут любви, доверия, принятия, но не сразу бывают способны «ухнуться» в эти отношения. Особенно, если у тебя было какое-то травмирующее переживание.
Но мне кажется, что если ты с самого начала говоришь ребенку: «Я для тебя», «Я к тебе пришел», «Я хочу, чтобы ты был в моей жизни, и я буду ждать сколько нужно», то сам этот факт поворачивает ребенка в твою сторону. Даже аутичные дети, если ты умеешь ждать, начинают двигаться тебе навстречу.
Когда ребенок чувствует, что он важен и нужен, у него начинают отваливаться психологические защиты и он даже готов признать, что тоже где-то неправ.
Про страхи
У меня есть опыт работы с детьми, я понимаю, что если ты рожаешь своего ребенка — нет никаких гарантий, что все будет идеально. Часть страшилок про усыновленных или приемных детей основаны на том, что люди слишком много уповают на генетику, слишком сильно проводят границу между обычной семьей и принимающей. А ситуации и проблемы в целом ведь очень похожи.
Про внутренние изменения
Я не могу сказать, что пережила какое-то личностное преображение, но у меня точно появилось ощущение опоры и ясное видение пути, по которому надо двигаться. Я очень хорошо «заземлилась», распрощалась с большим количеством фантазий и страхов, осознала глубины своей мотивации. Я поняла, что она достаточно здоровая, чтобы идти дальше. Появилось ощущение конкретики и удалось почувствовать почву под ногами.
Поддержка семьи
Сначала близким было сложно — все же много страхов. Я готовила родственников постепенно, в бережном режиме. В итоге решили, что надо жить, надо сделать этот шаг. А вообще, у нас очень детоориентированная семья. Мы любим детей, животных.
Тайна усыновления
Я как психолог точно знаю, что правда целительна. Даже травматичная правда. Это наша опора. Я видела много ситуаций обмана: например, однажды от одного мальчишки скрывали смерть его любимого дедушки. Что с ним творилось — не описать. Разве может умный восьмилетний человек не видеть и не чувствовать, что происходит с мамой?
Ведь если ты про себя знаешь истинную информацию, у тебя больше возможностей жить и развиваться в согласии с миром и собой. Зная свои особенности, ты понимаешь, что и почему с тобой происходит.
Про связь с кровными родственниками
Мне кажется, я буду за поддержание этого контакта. Но в этой ситуации важно, чтобы все стороны были защищены. А при правильном сопровождение семьи, правильной расстановке, ребенок при двух родителях становится в два раза богаче — это такой ресурс! Когда тебя совсем отвергли — это же так мучительно. Ты все время думаешь, почему это со мной случилось?
Самые важные моменты школы
Самый важный момент — входа, когда я только переступила порог Фонда. Тогда казалось, что это шаг в пропасть, что ничего не понятно. Потом ситуация изменилась, во время консультаций я поняла, что могу пройти этот путь. Прояснение мотивации, поездка в социально-реабилитационный центр «Кроха» как возможность сверить теорию и реальную жизнь, лекции по нарушенной привязанности — это важные точки обучения.
Благодаря теоретической информационной части, которая складывалась как их кирпичиков, появилось ощущение опоры и определенности, какая-то устойчивость, когда ты знаешь, как действовать в той или иной ситуации. Недели за две до конца обучение я поняла, что все эти процессы были не зря. Вопросы о том, не саморазрушение ли это все— точно пропали.
Ребенок
Лучше всего я чувствую дошколят. Мне сразу видно, какой у ребенка характер, как он устроен, появляется какая-то связь с ним. Кто-то так чувствует младенцев. Например, Анна Фред в своих книгах так пишет про младенцев, что сразу видно — она может входить в контакт с такими детьми.
Я надеюсь, что мы с ребенком найдемся в феврале или марте, познакомимся, и летом объединимся и станем одной семьей. Как раз целое лето, отпуск педработника, можно будет посвятить друг другу.