Продолжается деятельность по реализации проекта «Предотвращение сиротства и разлучения с родителями детей первых лет жизни», который проводится в рамках Всероссийского конкурса «Семейный фарватер», реализуемого Благотворительным Фондом помощи детям и социально незащищенным слоям населения «Ключ» в рамках Благотворительной программы «Ребенок в семье» (Программа развития института приемной семьи) при поддержке Благотворительного фонда Елены и Геннадия Тимченко.
В октябре и ноябре 2016 года в рамках реализации проекта проведено 6 супервизий для социальных работников и психологов домов ребенка. Супервизия – это форма профессионального становления и развития специалиста, которая сочетает в себе три задачи: обучающую, консультационную и поддерживающую. С помощью супервизора (супервизорами выступали профессиональные психологи Фонда), специалист создает свой собственный профессиональный стиль. Преподаватель-супервизор в силу своего клинического и педагогического опыта знаком со многими психотерапевтическими направлениями, представлениями о типах характеров, формах защиты, моделями внутрипсихического и межличностного функционирования, т.е. ему проще систематизировать поток поступающей информации. Участие в супервизии позволяет специалисту поделиться своими чувствами, выявить и обозначить затруднения, возникшие в работе с клиентом, получить обратную связь, проанализировать причины своих затруднений, намечать стратегию и пути дальнейшей работы с клиентом. Таким образом, в процессе супервизии специалист развивает и совершенствует своё профессиональное мастерство, а основной мишенью - является конкретный случай работы с клиентом.
Участники группы: практикующие специалисты, заинтересованные в повышении своего профессионального уровня, личной эффективности.
Сложностью при проведении первых супервизий явилось несколько нервозное психологическое состояние участников супервизий, связанное с предстоящей реоганизацией и возможным перепрофилированием и даже закрытием некоторых учреждений. В целом, отмечается высокая продуктивность и заинтересованность участников. Очень конструктивный подход.
В основе работы группы на супервизии лежат следующие принципы:
1. Соблюдение этики профессионального сообщества. В своей работе группа опирается на этические нормы специалистов помогающих профессий.
2. Конфиденциальность. Все участники группы берут на себя обязательство не обсуждать происходившее на группе вне группы и не разглашать информацию личного характера о клиенте и участниках группы. В целях соблюдения безопасности и анонимности для клиента участник группы, предоставляющий случай, меняет данные личного и профессионального характера, а так же любые другие, позволяющие опознать клиента.
3. Работа группы направлена на удовлетворение запроса участника, предоставляющего случай. Группа стремится работать в рамках проблем, заявленных супервизирующимся. Расширение рамок работы возможно только при осознанном согласии участника, предоставляющего случай на супервизионное рассмотрение.
4. Осознанность. Осознанное понимание процессов консультирования (психотерапии) их вербализация (проговаривание) – дорога к профессиональному росту. В фокусе внимания группы и обсуждения с участием всех членов группы может оказаться любой процесс, происходящий на группе и связанный с группой.
5. Ответственность. Участники группы принимают на себя всю полноту ответственности за свои действия и их последствия в рамках работы группы.