«Очень плохие условия»
Подавляющее число детей, живущих в государственных сиротских учреждениях, это дети, которые попадают туда при живых родителях. Так есть сейчас, и так было как минимум на протяжении последних трех десятилетий. Особенно в неблагополучные девяностые, когда многие взрослые страдали от безработицы, а дети оставались без поддержки родителей, оказывались в детских домах.
Именно в это время – под конец первого постсоветского десятилетия – Ирина Мокичева задумалась о работе в социальной сфере. Совсем еще молодой тогда девушке, выпускнице одиннадцатого класса, почему-то бесконечно хотелось помогать тем, кому эта помощь нужнее всего – детям, оставшимся без попечения родителей, попавшим в нечеловеческие условия детских домов того времени.
Ирина поступила в институт имени Герцена на педагога-дефектолога и буквально на первом курсе устроилась на подработку в школу-интернат в Коммунаре, где тогда жила. Школа, как бы сказали сейчас, работала в инклюзивном формате, принимая детей из обычных и неблагополучных семей, а также детей, родители которых были ограничены в правах в отношении них. Фактически, она была детским домом, большинство подопечных которого не только учились в школе, но и жили в ней на постоянной основе.
«Я пришла туда работать в двухтысячном году. И поначалу были очень плохие условия, – говорит Ирина Мокичева. – Не было никаких возможностей, бытовые условия практически отсутствовали, не было ни зубных щеток, ни обуви, никаких средств личной гигиены. И вот эти железные кровати с сетками в проходных спальнях по двадцать штук… В общем, казарма».
«Мы вам поможем»
К двадцати трем годам Ирина уже была дипломированным специалистом, замужней девушкой, матерью любимого годовалого сына, да и опыта в социальной сфере накопилось достаточно. Поэтому она – не без улыбки конечно – но все-таки называет свое первое решение принять в семью детей-сирот – вполне осознанным.
«Когда я уже вышла замуж, и ребенку был год, у тех, с кем я давно работала, в семье возникли очень плачевные обстоятельства, и мы с мужем оттуда взяли под опеку четверых подростков – за два раза. Сначала двух, потом через год еще двух, – рассказывает Ирина Мокичева, – ну и вот, этот путь приемного родительства начался».
В начале нулевых требования к потенциальным приемным родителям были совсем не те, что сейчас, например, не был обязательным диплом школы приемных родителей. Но Ирина, понимая, что вступает на очень сложный для нее и детей путь, решила, что должна получить консультацию специалистов.
В Гатчинском районе тогда работала прогрессивная школа приемных родителей, инициированная «продвинутой сотрудницей органов опеки» Анной Оскорбиной. На ней Ирина познакомилась со своей будущей коллегой и близкой подругой Марией Федоровой, которая тогда тоже только-только стала приемной мамой. Вместе после школы они прошли обучение по программе «Прайд» и стали сами делиться опытом с другими приемными родителями, стали вести школу.
«От радости»
«Мы туда с радостью заселились и от радости, что столько удобств и места, еще одну приемную девочку взяли, – улыбаясь, говорит Ирина. – Потом попутно еще были двое подростков, но они были ненадолго размещены в семью по просьбе опеки, это были дети с зависимостями, мы помогали им пройти реабилитацию. Около полутора лет они оставались у нас в семье, потом ушли в училище на полное гособеспечение. И потом еще дочка родилась уже на новом месте».
Кипучая деятельность на семейном фронте отнюдь не сделала Ирину домохозяйкой. Еще в 2005 году закрылась школа интернат, в которой она работала, но школа приемных родителей в Гатчинском районе прекрасно функционирует до сих, и до сих пор ее ведущими остаются Ирина Мокичева и Мария Федорова. Кроме того, за это время Ирина работала специалистом по сопровождению приемных семей в Сиверском ресурсном центре содействия семейному устройству и даже школьным учителем.
Как раз с этой работы четыре года назад она ушла в декретный отпуск по уходу за кровной дочкой, и в школу уже больше не вернулась. Первые дети на тот момент уже выросли, многие построили собственные семьи. Подыскивая новое место, Ирина думала о разных вариантах, но соседка по городку «Надежда» рассказала, что вакансия есть совсем рядом – подменным администратором в «Доме для мам» фонда «Родительский мост», который открылся в городке в прошлом году.
«Поддержать семью»
«Родительский мост» не был для Ирины пустым звуком. Конечно, она знала про этот старейший петербургский фонд и даже сама приезжала в неизменный офис на Моховую примерно пятнадцать лет назад. Тогда Ирина столкнулась с трудностями адаптации приемной дочери, и не знала, у кого попросить совета. Знакомые порекомендовали обратиться в «Родительский мост».
«Впервые помощь психолога я получила в фонде «Родительский мост». У дочери такая сложная адаптация была, она проявляла признаки тревожной привязанности, не отпускала меня никуда, спать хотела только на мне, и так далее, – рассказывает Ирина. – Ревновала ко всем жутко, контролировала. Я подустала и мне посоветовали съездить к Татьяне Владимировне Дорофеевой, она сказала, что происходит и что делать, и как-то стало легче жить».
«Я когда на собеседовании была, говорила про то, что все годы, которые в моей жизни связаны с приемным родительством и с профилактикой сиротства, зрело понимание, что надо помогать, конечно, кровной семье, чтобы предотвратить все эти случаи, – объясняет Ирина. – И прямое выражение этой логики, что можно попытаться поддержать семью до того, как родители оказались абсолютно без тех или иных ресурсов, чтобы продолжать растить своих детей».
Такое понимание проблемы очень точно соответствует представлению фонда «Родительский мост», который уже больше тридцати лет не только помогает приемным детям и принимающим родителям, но и активно занимается профилактикой сиротства. Наши специалисты выезжают в так называемые «кризисные» семьи, которые мы поддерживаем психологически и материально, а еще под Петербургом работают целых два убежища «Родительского моста» – «Дом надежды» и «Дом для мам», последним из которых руководит Ирина Мокичева.
Сейчас «Дом для мам» почти до предела заполнен родителями с детьми, о судьбе многих из них мы писали, очевидно, что без помощи их бы ждала совершенно другая участь: дети могли бы оказаться в сиротских учреждениях, а родители – на грани выживания с собственным горем в сердце. Так не должно быть. Мы вместе делаем для этого все, что можем. Но нам нужна ваша помощь. Пожалуйста, оформите пожертвование в пользу «Родительского моста» на нашем официальном сайте. Помогите нам помогать.