Непрожитая боль занимает часть души и отнимает силы. Внутренний конфликт разрывает личность ребенка, лишает ее целостности. И тогда, чтобы выжить, ребенок перестает чувствовать, часть его как будто замирает.
Но боль никуда не уходит. И если она выйдет из-под контроля, то это проявляется в немотивированной агрессии, самоповреждающем поведении, воровстве, отказе от контакта, обучения в школе, первых пробах алкоголя и наркотиков, уходе в компьютерную зависимость.
Это сложный период для приемных родителей, иногда они не выдерживают, и тогда ребенок возвращается в сиротское учреждение. С повторной утратой семьи подростку удается справиться крайне редко. И тогда боль, злость, внутренняя пустота и ощущение бессмысленности захватывают его целиком.
Именно поэтому в эти непростые моменты в жизни приемной семьи, им нужна помощь специалистов.
БФ «Родительский мост» с 1993 года сопровождает семьи с приемными детьми. Фонд оказывает психологическую, социальную и юридическую помощь, помогает разрешить конфликты в школе, справиться со сложностями в обучении, найти путь к сердцу ребенка, поддержать родителей в минуты отчаянья.
Групповая работа с подростками и приемными родителями является крайне важной в период сопровождения. Она позволяет сохранить силы родителей и не потерять связь с ребенком, помочь ему принять его прошлое, себя, увидеть будущее, начать чувствовать жизнь всем своим сердцем.
Сегодня мы не будем рассказывать подробно о том, что происходит во время занятий. Мы хотим поделиться с вами впечатлениями приемной мамы Тимура - Анастасии. Это честная история о том, как выглядит результат такой работы.
— «Анастасия, когда и где вы проходили Школу приемных родителей? Как возникла идея усыновления»?
— «Когда мы с мужем поняли, что самим нам детей не произвести на свет, мы стали думать в сторону приемного ребенка. И как люди основательные, сначала захотели узнать, что это вообще такое — приёмное родительство. Увидели в районной газете объявление БФ «Родительский мост» и пришли к вам на «Беседку», а потом и ШПР.
Было это в 2009 году. Школу приемных родителей мы закончили в 2010 году, пройдя не только обучение, но и семейную терапию (которая, кстати сказать, очень помогает нам до сих пор). А ещё ШПР подарила нам друзей и единомышленников»!
— «Как старший сын пришел в вашу семью»?
— «В 2012 году исполнилась наша мечта: мы нашли мальчишку, который в свои полгода стал нашим сыном. Мы дали ему имя Тимур (в переводе на русский "стальной"). И ребенок ему соответствует. У него всегда есть свое мнение и переубедить Тимура очень непросто. Как и убедить что-то сделать.
Специалисты "Родительского моста" помогали нам справляться с нашим "стальным" ребенком с самого начала, как он у нас появился. Это был самый разный формат: совместные игры и творчество, консультации психолога, мастер-классы, матпомощь и пр.».
— «Как развивались ваши отношения с ним? Почему захотели встать на сопровождение и как оказались на группах? Насколько это эффективно»?
— «С приближением к подростковому возрасту Тимуру понадобилась среда, где были бы люди с похожей историей. Такие нашлись в выездном лагере в Карелии, а затем на субботней группе Родительского моста. В сопровождении опытных психологов Тимуру удалось немного обуздать характер, стать спокойнее. Что в его ситуации вдвойне непросто: он гиперактивный, ему трудно концентрироваться и сосредотачиваться, соблюдать правила и приличия.
Родители своим «надо» уже порядком поднадоели за 12 лет, их уже не хочется слушать. А на группе Тимур получает ту же информацию на другом уровне, от других людей. И она лучше им воспринимается».
— «Нравится ли Тиму на группах? Он меняется после них? Ваши ожидания совпали с реальностью»?
— «Зная своего ребенка как человека, которого трудно впихнуть в рамки, я ничего особо от групп не ждала. И была приятно удивлена, когда вместо обычного для Тимура упорства («ну и что», «а пофиг» и т.п.) вдруг услышала «Да, я понял, закроем тему».
Долгожданная реакция! Но она закончилась, как только прекратились группы. Тимур снова ввергся в свой обычный стиль: негативизм, обесценивание и пр. Поэтому мы очень ждали возвращения субботних встреч, которые таким удивительным образом меняют поведение детей».
— «На этой неделе занятия возобновились. А что бы вы хотели добавить в группы, есть ли пожелания»?
— «Надо сказать, что на группах создана безопасная среда для ребенка. Даже когда он в негативе, ни с чем не соглашается, ведущие все равно находят к нему подход. Слышат его и учитывают его состояние. Например, прогулки в группе начались после того, как стало понятно, что Тимур не выдерживает всё время в замкнутом помещении.
Если говорить, чего не хватает, так это обратной связи. Мне важно понимать, какой мой ребенок, когда он не со мной. Сам Тимур очень страдал, что субботние встречи прекратились. Там были важные для него люди. И он ждал нового общения с ними».
Период томительного ожидания закончился, дорогие наши Друзья. И именно благодаря Вам и Вашему участию в благотворительной акции ресторанов и службы доставки Токио Сити «Доброе сердце».
В феврале Вы дарили нам частичку своего тепла, приобретая трогательный пряник-сердечко. Теперь мы передаем ваш дар детям из приемных семей. Спасибо!
Подготовка и сопровождение семей с приёмными детьми осуществляется при поддержке Группы ЛСР.
При содействии Комитета по социальной политике Санкт-Петербурга.
Вы можете поддержать наш проект летних терапевтических инклюзивных лагерей пройдя по ссылке: https://dobro.mail.ru/projects/semejnyij-inklyuzivnyi..