⠀
Мы объясняем, показываем, ругаем – много лет, пока для ребенка все это тоже станет очевидным. При этом нам кажется, что главное – как раз объяснять и показывать (ну, и ругать, куда же без этого).
⠀
На самом деле вес наших осознанных «педагогических усилий» в деле воспитания ничтожно мал.
⠀
Ребенка готовят к жизни не столько наши объяснения, сколько сам семейный уклад. Сам факт, что есть место, где спят, и место, где обедают, что есть время, когда пора спать, и время, когда все садятся за стол, что обычно в доме есть еда, что одежда должна быть чистой, что придя с улицы нужно снять куртку и обувь, а, выходя из дома – одеться по погоде. Члены семьи знают, кто где находится, и волнуются, если один из них задерживается, не предупредив. Когда кто-то заболевает, остальные о нем заботятся. Если кому-то плохо, другие стараются ему помочь.
⠀
Все это образует среду обитания, которая существует благодаря постоянным усилиям членов семьи, и делает жизнь удобной, предсказуемой, а порой и приятной».
⠀
Из книги Людмилы Петрановской «В класс пришел приемный ребенок»