4 февраля в ЦРНО прошла встреча: «Опыт рефлексии и распространения опыта переговоров общественных организаций с правительством Санкт-Петербурга».
Александр Карпов, член «группы А.Н. Сакурова», активно борющейся за сохранение исторического облика Санкт-Петербурга, поделился опытом ведения переговоров с представителями власти.
Александр Карпов выделил три уровня переговоров. Первый уровень, условно названный им «Верхним», можно охарактеризовать следующим образом: «Это разговор государственного политика и негосударственного политика (признанного). В случае начала деятельности группы - такими политиками стали: В.И.Матвиенко и А.Н. Сакуров». Александр Карпов подчеркнул, что на этом уровне переговоров не ведутся протоколы, что помогает власти и представителям общественности быстрее найти общий язык.
Далее следует второй уровень: «Уровень вице-губернаторов и председателей комитетов». Александр Карпов обратил особое внимание аудитории: «Важно понимать, что у этих людей отсутствует политический интерес, но есть аппаратный (выполнить задание, не провалить участок работы, победить в конкурентной работе комитетов). Здесь мы имеем дело с представителями разных комитетов, которые иногда откровенно враждуют, что можно обратить в свою пользу. Здесь все фиксируется протоколами».
Третий уровень: «Уровень исполнителей». Здесь следует быть готовым к следующему: «Как только Вы придете со своей идеей, вам первым делом объяснят, почему нельзя сделать то, что вы предлагаете. У них нет своей политической воли и есть огромное желание не делать никакой дополнительной работы. Важно понимать, что за каждой из этих фигур стоит группа интересов. На это уровне группе переговорщиков очень важно суметь предложить конкретные документы : проект постановления правительства, проект закона (внесение изменений), проект большого закона и т.п. Очень важным моментом, о котором не все знают, является протокольное поручение губернатора. Они работают по принципу: губернатор зачитывают — и все пошли работать»
Есть ряд основных тезисов, которые, по мнению Карпова, очень важно знать тем, кто впервые собирается вести переговоры на столь высоком уровне. В рассуждениях Александр Карпов опирается на свой опыт борьбы за сохранение исторического облика Санкт-Петербурга:
1. Должен найтись человек, который равноценен губернатору и имеет возможность «взять его за пуговицу» и держать столько, сколько нужно. Таких не много даже среди известных людей.
2. Никакой монолитной власти нет. Власть — это множество людей со своими интересами, конкурентными и противоречивыми. А мы (представители политически активной общественности) не враждуем, хотя единство и очень сложно удерживать. В этом наша сила.
3. Выработка управленческого решения — это работа, которая дорого стоит (сбор информации, написание проект постановления, согласование со законодательством, принятие решения). И мы делаем эту работу. Иногда мы конкурируем с чиновниками, предлагая свои решения. А иногда мы делаем то, что они не успевают. Они не успевают физически сделать десятую часть того, что они должны. Поэтому принеся им готовое решение- мы оказываем им услугу. Мы перестаем быть просителями. Мы становимся партнерами. Равновесной силой. Если мы им предлагаем готовое решение, которая по качеству таково, что его можно подписать – оно будет подписано. Выработка решения – это дорогостоящий процесс и на этом можно сыграть.
4. Эффективная команда состоит из: специалиста, вырабатывающего решения; юриста; пиарщика; организатора, который финансирует; экономиста.
5. Проблема должна быть большой головной болью для власти. Если она не будет являться таковой, то отыщется масса других, требующих немедленного решения.
6. Важно создавать «интегрированную референтную группу» посредством рассылки, акций, совместной деятельности.
7. Законодательное собрание - независимая конкурентная площадка. Переговоры можно сравнить с игрой на двух столах (правительство и законодательное собрание): одновременно ведутся переговоры по одному и тому же вопросу. Всегда существует возможность «перескочить с одного стола на другой и добиться положительного решения».
8. Важно понимать, что все чиновники стремятся избежать персональной ответственности, потому что нередко решение вашего вопроса может оказаться в зоне их личной ответственности: «Вот, мы сохраним исторический облик дома, а он потом рухнет!»
9. В переговорах важно иметь альтернативу. Что мы будем делать, если нам не удастся договориться. Очевидно, что мы находимся в конфликтных отношениях. Конфликт может разрешаться с позиции силы (митинги, акции), с позиции права (через суд) и в переговорах. Вообще-то мы привыкли судиться и митинговать, и у нас соответствующим образом выстроена риторика. В переговорах же нужно искать общие интересы, порой это можно стать проблемой для самих переговорщиков.
10. Всегда важно помнить, во имя чьих интересов происходят переговоры . Поэтому стоит помнить о так называемых «вторых столах»: «Мы должны договориться с властями, а потом выйти и договариваться со своими: «Мы правильно двигаемся?». Не будет своих – не будет легитимности. Ситуация усложняется также федеральными структурами, вовлеченными в процесс, независимыми, но активно действующими (по сути, третий игрок), к их числу относятся: поручения президента и прокуратура, например.
Приводим мнение участника встречи: «Опыт рефлексии и распространения опыта переговоров общественных организаций с правительством Санкт-Петербурга»:
Я совсем недавно начала плотно сотрудничать с НКО, поэтому и участие в подобном мероприятии для меня внове. Встреча получилось очень информативной, а главное- нескучной. У присутствующих была исключительная возможность получить представление о "кухне" процесса. Александру Карпову удалось сжато изложить основные методики по ведению переговоров, которые, по сути, могут быть взяты для вооружения абсолютно всеми НКО, независимо от их специфики. Я впервые видела такое количество людей с активной гражданской позицией под одной крышей; людей, которые реально могут повлиять и изменить решение правительства. После таких встреч начинаешь верить в возможность гражданского общества в России.
Алиса