«В фокусе права ребенка и инвалидов» - так называлась конференция, которая прошла в Москве и где принял участие наш фонд.
Она была посвящена подведению итогов программы IBPP (Партнерская Программа Институционального Развития), которая много лет поддерживалась Европейским Комитетом. За прошедшие 8 лет Евросоюз через эту программу профинансировал более 190 проектов на сумму в 41 миллион евро.
2010 год – старт проектов, которые завершают программу, теперь возник вопрос о том, стоит ли финансировать проекты в России? Это серьезный вопрос, потому что есть Африка, Латинская Америка, где умирают дети от болезней и голода. И есть Россия с ее «диким капитализмом», нищетой и миллионерами, властью, которая далека от народа. Есть Россия, которую умом не понять, непредсказуемая для соседей из Европы.
Ограниченные ресурсы Программы, географические размеры России и ее многочисленное население требовали определения более четкого фокуса для достижения ощутимых результатов. По итогам независимой оценки Программы в 2006 г. главным направлением был выбран социальный сектор. Эти изменения отразились в конкурсах проектов 2007 и 2008 гг., приоритетами которых были названы Молодежь, Женщины и Дети. Приоритеты конкурса проектов в 2009 г были сужены до Охраны здоровья детей и Инвалидности.
На конференции выслушали доклады представителей НКО, которые производили сильное по своей глубине впечатление. Выступление экспертов, особенно представителя Уполномоченного по правам ребенка в РФ вызывали бурную реакцию зала. Да и разве могли поставленные вопросы вызвать равнодушие и спокойствие!
Должен ли Уполномоченный быть детским спецназом?
Должен ли он нести ответственность за последствия боевых действий?
Кем он должен назначаться?
Любимое слово «модернизация» имело в докладах иностранных и российских экспертов какой- то загадочный или вовсе потерянный смысл.
Джо Роджерс из Эверичальда опустила всех на землю, когда открыто сказала о том, что у НКО в России нет стабильного финансирования – это выживание, которое не дает возможности для стратегического развития. Необходимы программы, которые дадут возможность вкладывать в развитие и устойчивость НКО. Очень важно, чтобы НКО финансировались за счет социального заказа, но пока это мечты и планы. Бизнес интересуется НКО и активно обживает социальную ответственность, понимая ее иногда по – своему. Остается надеяться на граждан России, на то, что они позволят НКО выжить и быть независимыми. Джо сказала о том, что дети-инвалиды и дети-сироты, особенно маленькие дети все еще не являются приоритетом для государственной поддержки, особенно дети, проживающие в закрытых психоневрологических интернатах. Чтобы их спасти и им помочь необходимы системные изменения, которых нет. Будут ли? Стоит ли в это вкладывать средства Европейского Комитета?
После конференции осталось очень светлое впечатление от эксперта Франца Кумпла, очень теплый, живой, умный, корректный. Он считает, что тендер может привести при закупке услуг к потере качества и качества и к поглощению маленьких НКО большими. Он считает, что опыт Вены, которая отказалась от тендера в пользу сертификации организации был очень эффективным. Деньги идут за семьей в ту организацию, в которой она хочет получить помощь.
После пленарного заседания все разбились на две группы, чтобы сделать список предложений по будущим программам, которые может финансировать Европейский Комитет.
Можно выделить, как наиболее интересные следующие:
-
Вкладывать средства в развитие НКО, в частности в частных жертвователей, в развитие социального заказа, в сертификацию организаций, которые производят услуги
- Необходима программа для организаций ведущих системную работу, которая рассчитана на 3 и более лет, сумма финансирования должна составлять от 700000 евро.
- Необходимо развитие сетей организаций, которые могли бы влиять на развитие услуг, политику, распространять опыт, информировать гражданское общество, развивать экспертное сообщество
- Необходима доля финансирования в проектах, связанная с независимой оценкой проекта и его результатов
- Необходимо внедрение гражданского контроля во всех сферах, которые связаны с незащищенными слоями населения, детьми в закрытых учреждениях.
Словом, просим европейское сообщество не бросать нас!
Грустно, братцы! Если мы не очень нужны своей стране, то кому мы нужны?
Неужели мы последнее поколение НКО, живущее по совести с болью в сердце?
На следующий день в представительстве Европейского Комитета мы знакомились с проектами, которые выиграли последний грантовый конкурс Европейского Комитета и будут реализовываться ближайшие три года. И так...
«Действуем вместе в интересах детей»
В результате проекта лучший уход и заботу получает приблизительно 50,000 детей без родительского попечения, живущие в замещающих семьях или детских домах, а также дети, которые живут со своими семьями, но находятся под риском утраты родительского попечения. В конечном счете, меньше детей будут неминуемо помещены в учреждения, а для тех, кто уже находится под опекой государства, будут снижены негативные последствия.
«Позитивное детство»
Проект направлен на обеспечение равных возможностей для детей, затронутых проблемой ВИЧ-инфекции в РФ, через распространение доказательных эффективных моделей профилактики ВИЧ и помощи детям и семьям, затронутым проблемой ВИЧ/СПИДа.
«Сегодня построим наше будущее!»
Целью проекта является обеспечение равных возможностей для тех детей, которые живут в регионах Северного Кавказа. Поощрение прав детей и особенно прав детей, живущих в пост-военных условиях и страдающих от последствий военных конфликтов, в частности права на достойное образование, позволяет добиться этого.
«Право детей на жизнь без насилия»
Проект направлен на соблюдение прав детей, налаживание и поддержку связей между российскими неправительственными организациями, работающими в сфере прав детей, укрепление сотрудничества между НКО и государственными структурами, адаптацию и внедрение эффективного европейского опыта по проблеме прав детей, обеспечение мобилизации потенциала российских неправительственных организаций.
«Перспективы для российских детей Чернобыля — создание учебного центра и сети»
Проект направлен на улучшение ситуации и жизненных возможностей социально-незащищенных категорий детей и подростков, включая детей с ограниченными физическими и умственными возможностями, в Чернобыльском регионе и других регионах России через компетентную работу с детьми, подростками, молодежью.
«Экспериментальная модель занятости и социальной адаптации молодых людей с тяжелыми ограничениями жизнедеятельности в Москве и ее распространение в России»
Планируется создание и отработка модели социально-трудовой адаптации с использованием элементов системы поддерживаемого трудоустройства, широко применяемой в Европейских странах. В России эта система еще делает только самые первые шаги.
«Создание инклюзивного движения в России»
Проект направлен на полное включение детей с инвалидностью в общество через их включение в массовые школы и развитие инклюзивного образования.
«Право инвалидов на интеграцию»
Для решения проблемы необходимо создать новый инструмент включения инвалидов в общественную жизнь, условия инвалидам с тяжелыми ограничениями жизнедеятельности для доступа к реабилитационным услугам посредством организации службы специально обученных персональных помощников (интеграционных консультантов).
Вот и все победители. И радостно – ведь выиграли, и грустно – вдруг это последний конкурс, и желание оторваться от грантовой иглы и, наконец избавиться от зависимости и повзрослеть. Пора бы. Пока мы еще есть в России. Пока…
Вот и все победители. И радостно – ведь выиграли, и грустно – вдруг это последний конкурс, и желание оторваться от грантовой иглы и, наконец избавиться от зависимости и повзрослеть. Пора бы. Пока мы еще есть в России. Пока…