Чтобы реже бил
Отношения с Михаилом тоже складывались далеко не идеально. После той ужасной истории они не разошлись, их как будто связала страшная тайна. Другой страшной тайной было насилие со стороны Михаила – он регулярно избивал Екатерину, а ей некуда было идти за помощью. Как это часто бывает, она просто терпела, надеясь, что когда-нибудь все изменится.
Так что в Петербург они действительно поехали за переменами, тем более что эти перемены, казалось, и правда, начали происходить. Несмотря на постоянные конфликты, Катя забеременела Анечкой, и когда той было всего четыре месяца, они вместе с Михаилом отправились в путь. Сняли здесь небольшую квартиру, но каждый раз возвращаясь в нее, Екатерина сжимала зубы, готовилась к очередному скандалу. В Петербурге муж стал поднимать на нее руку с удвоенной силой.
Чтобы он бил ее хоть немного реже, Екатерина вышла на работу, оставив Михаила сидеть дома с ребенком, но и это помогло лишь отчасти: он все равно срывался и избивал жену на глазах у маленькой дочери. А Екатерина терпела – бежать ей опять было некуда.
Найти выход
Это регулярное, но все равно всегда неожиданное и разрушительное насилие так бы и осталось страшной семейной тайной, если бы не новые обстоятельства, которые шокировали Екатерину и одновременно освободили ее из-под власти домашнего тирана.Уже здесь, в Петербурге, совершенно неожиданно для Кати, Михаила задержали сотрудники правоохранительных органов. Оказалось, что он находился под подпиской о невыезде за преступление, совершенное в Воронеже, преступление, о котором Екатерина даже не знала. Михаила отправили в СИЗО, а Екатерина с Аней, которой этим летом исполнился год, остались без всяких средств к существованию.
Отдать маленькую дочь в садик Катя, конечно, не могла, как и нанять няню – на какие деньги? Вернуться на работу, естественно, тоже не получалось. Доживая последние оплаченные дни в арендованной квартире, Екатерина судорожно искала выход, обзванивала благотворительные фонды, изучала их сайты в интернете, и в самом конце августа они с дочерью оказались на пороге офиса «Родительского моста» на Моховой, 30.
В тот момент Катя – молодая и сильная женщина – была в настоящем отчаянии, остро нуждалась в психологической и материальной поддержке. На первое время фонд оплатил их с Аней пребывание в проверенном хостеле в центре города, с Екатериной начали работать специалисты нашей кризисной службы.
Очень скоро стало понятно, что быстро найти выход из сложившейся ситуации не получится. Екатерина была прописана в Воронеже, возвращаться в который – к агрессивно настроенным родственникам – она отказывалась наотрез, при этом Анюту Екатерина так нигде и не зарегистрировала, не получала на нее никаких пособий и не могла встать на очередь в детский сад. Казалось бы, тупик, но не тут-то было.
Без насилия, боли и унижений
«Дом для мам» – это не просто шелтер, в котором подопечные фонда могут получить крышу над головой и материальную поддержку, спастись от насилия. «Дом для мам» – это ресурсное пространство, вместе с подопечными в нем круглосуточно находится консультант, каждый день проводятся психологические тренинги, мотивационные занятия, с каждой женщиной работают психологи фонда. Параллельно администраторы помогают решить бюрократические вопросы и вернуться к независимой от абьюзеров жизни, встать на ноги, найти силы на то, чтобы растить детей и обеспечивать себе и ребенку достойную жизнь.
Именно в этом на сегодняшний день состоит цель Екатерины, она за прошедший месяц освоилась в небольшой светлой комнатке на втором этаже коттеджа, наконец, почувствовала себя в безопасности, смогла уделить достаточное время Анюте, которая быстро растет и с удовольствием играет с детьми других подопечных «Родительского моста», живущих в «Доме для мам».
Вопрос прописки уже решается: скорее всего, Екатерину и Аню удастся зарегистрировать в Ленинградской области. Это сейчас очень важно, потому что прописка даст возможность встать на очередь в детский сад, оформить пособие на ребенка, а в дальнейшем – начать ту самую независимую жизнь, в которой больше не будет насилия, боли и унижений.
Мы не одни
В «Доме для мам» Екатерина с Аней могут оставаться столько, сколько необходимо. По крайней мере, до тех пор, пока не будут решены все вопросы с документами. Но, как и все жильцы «Дома», Екатерина прекрасно отдает себе отчет, что здесь она не навсегда, и уже мечтает о том, как снимет квартиру, выйдет на работу и будет жить вместе с любимой дочерью.Мы знаем, что с большой вероятностью, именно так оно и будет: подопечные шелтеров «Родительского моста» регулярно выходят в независимую жизнь и строят ее уже по своим правилам, без непрошенных советов, а еще – пишут нам теплые письма и присылают фотографии, на которых иногда трудно узнать подросших детей.
Безопасные дома для жертв насилия и женщин с детьми, попавших в трудную жизненную ситуацию – наш вклад в борьбу с тем, чего не должно быть в России и нигде на свете – с домашним насилием, от которого ежегодно погибают тысячи женщин. Каждой из них необходима возможность спастись от тирана, спрятаться за каменной стеной поддержки и понимания до тех пор, пока преступник не будет наказан, пока справедливость не восторжествует.
Для всех подопечных «Родительского моста» пребывание в шелтерах, естественно, остается совершенно бесплатным. В «Доме надежды» и «Доме для мам» мы обеспечиваем женщин с детьми всем необходимым, предоставляем им кров, продукты питания и первой необходимости, помогаем решить любые жизненные проблемы. Чтобы продолжать это делать, нам очень нужна ваша поддержка. Пожалуйста, оформите регулярное пожертвование в пользу «Родительского моста». Это позволит нам и нашим подопечным лучше планировать будущее, чувствовать, что мы – не одни.
*Имена героев и некоторые обстоятельства этой истории изменены в целях безопасности действующих лиц
Благодарим фонд "Абсолют помощь" за поддержку проекта.