В самом начале русско-японской войны отца Прасковьи, единственного кормильца в большой семье, забирают в армию и отправляют на Дальний Восток.
В тот страшный день будущая Лидия Русланова услышала первую настоящую песнь — плач.
«Отца моего в солдаты увозили. Бабушка цеплялась за телегу и голосила. Потом я часто забиралась к ней под бок и просила: «Повопи, баба, по тятеньке!». И она вопила — «на кого ж ты нас, сокол ясный, покинул?». Бабушка не зря убивалась».
Мать вынуждена была пойти работать на кирпичный завод. Теперь она одна должна была содержать троих детей, старшей из которых - Прасковье, было 5 лет, слепую свекровь и больного свекра.
Женщина надорвалась на тяжелых работах, слегла и вскоре умерла. Параше было 6 лет. А с фронта пришло извещение, что отец пропал без вести. Кормилицей пришлось стать маленькой девочке.
Всё, что умела Прасковья — это петь. Единственный путь спасения был идти на паперть, просить милостыню.
Современному человеку сложно представить себе такую ситуацию. Ты — маленький ребенок, теряешь близких одного за другим. Но цепляешься за жизнь всеми возможными способами.
Горевать девочке было просто некогда. Так эта непрожитая боль и осталась с ней на всю жизнь. Да только не сломала, а помогла развиться уникальному дару. Она запела.
С бабушкой они ходили по улицам Саратова, просили милостыню. Но через год не стало и ее. Целый год Прасковья пела одна за подаяние. Как ребенок один выжил на улице? Что было в ее душе и сердце? И чем бы все закончилось, если бы не случай?
Сильный чистый голос привлек внимание богатой вдовы. Женщина пожалела маленькую певунью и не без труда пристроила в интернат при Киновийской церкви с собственным хором.
Детей из крестьянских семей туда не брали. Имя и фамилия ребенка выдавало простонародное происхождение. Вот так на свет и появилась Лидия Русланова.
Яркий талант невозможно было не заметить. Вскоре девочка стала солисткой хора. Прихожане храма дали ей прозвище — Сирота.
У судьбы странное чувство юмора. На паперти у храма, где пела Лида каждый день сидел одноногий солдат с георгиевским крестом и просил милостыню. В нем наша героиня узнала отца. Но оба боялись, что ее и брата с сестрой могут выгнать из приюта. Они ни разу не подали виду, что знают друг друга.
Отец, вернувшись с войны инвалидом, решил не возвращаться домой, чтобы не быть обузой для семьи. Это был жестокий и страшный выбор.
Детям в сиротском учреждении было безопаснее, сытнее, чем на улице, даже несмотря на физические наказания за любые провинности.
Мужчина снова женился. Ушел с паперти. Детей в новую семью не взял. Не прошло и года, как сильно простудился, заболел и умер. Лидия об этом не знала и еще долго верила, что папа жив.
Приют же был шансом на достойную жизнь. Лидия училась в церковно приходской школе, потом ее определили полировщицей на фабрику.
И снова случай помог девочке продолжить путь к своему предназначению. Ее услышал преподаватель Саратовской консерватории Михаил Медведев. Лидия проучилась в ней два года, позже, объясняя свой уход из нее, она поделится своими размышлениями:
«Академической певицей мне не быть. Моя вся сила была в непосредственности, в естественном чувстве, в единстве с тем миром, где родилась песня»
В 1916 ушла на фронт. До 1917 была сестрой милосердия, служила в санитарном поезде. В том же году первый раз вышла замуж. Родила сына. Увы, мальчик не прожил и месяца. Очередная страшная утрата.
Многие, наверное, сломались бы и от половины тех бед, что достались Лидии. Она же нашла выход своему горю — она пела.
Дальше была долгая трудная, насыщенная жизнь. В ней было место и любви, и страданиям, и надежде, и боли утрат.
После каждого трагического события Русланова возрождалась, как сказочный феникс. Всю войну она гастролировала по всем фронтам, не боясь за свою жизнь. Для солдат стала символом родной страны, олицетворяла всех жен, сестер и матерей, что ждали их дома.
Лилась песня, и вспоминались родные деревни, и появлялась уверенность, что выстоим, что сдюжим. Простая, настоящая, сильная русская женщина, она давала надежду другим.
В 1942 году Лидия встретилась с генерал-майором Владимиром Крюковым. Он стал ее третьим мужем. Мужчина был вдовцом, жена умерла в 1940 году, оставив ему пятилетнюю дочку Маргариту. Пока отец был на войне, девочка жила в эвакуации в Ташкенте.
Сразу после свадьбы Лида забрала малышку к себе. Усыновила и всю жизнь считала ее самой родной. Рита сразу стала называть ее мамой.
В конце войны Русланова забеременела, но врачи не разрешили рожать, так как был обнаружен диабет в начальной стадии. Всю свою нерастраченную материнскую любовь она отдала Маргарите. И не только.
Каждый солдат, что слышал ее голос на фронтовых концертах, чувствовал в ней свою маму и свою родину.
Война закончилась. Но счастливая жизнь длилась недолго. Семья была репрессирована в 1948 году. Они прошли и лагеря, и ссылку, и тюрьму. Выжили, выстояли. Но шесть лет лишения свободы сильно подорвали здоровье обоих супругов.
И тем не менее, правда победила. Они вернулись. С нуля смогли восстановить утраченную жизнь.
К сожалению, Владимир так и не смог оправиться полностью после заключения. В 1959 году после двух инфарктов он скончался.
И снова Лидия нашла утешение и опору в песне. До конца своих дней она пела, щедро даря всю себя своим преданным слушателям.
В 1973 году сердце Руслановой не выдержало. После ее смерти врачи нашли на нем следы ещё нескольких инфарктов. Каждый из них — это шрам от прожитых потерь, что она хранила глубоко в своей душе.
Великая Сирота обрела покой рядом со своим любимым мужем на Новодевичьем кладбище в Москве. Но даже спустя полвека память о ее таланте, силе и любви к русской песне осталась с нами.