Валентин остается один
Валентину всего двадцать два года, но вся его жизнь – сплошной кризисный случай, череда тяжелых утрат. О Валином детстве известно немного. Похоже, что он вырос в неблагополучной семье, воспитывала его только мама, но когда ему было тринадцать, маму лишили родительских прав, и Валя попал в детский дом в Ленинградской области. Вскоре после этого мама умерла. Из родных у мальчика остались только бабушка и сводный брат. С братом отношения всегда были сложными, а бабушка в силу возраста и слабого здоровья не могла принимать большого участия в жизни внука.В сиротском учреждении из-за сложностей в обучении Валентина определили в коррекционную школу восьмого вида, для детей с необратимыми нарушениями развития. Школу Валя окончил, поступил в училище, где получил специальность маляра.
Но – и об этом мы постоянно говорим – без важных социальных навыков, которые дети обычно приобретают в семье, и без сопровождения специалистов – начать жить взрослой жизнью почти невозможно. Валентину с этим помогал фонд «Апрель», волонтер которого познакомился с ним еще в учреждении, когда мальчику было 13 лет. И эта помощь оказалась очень ценной и важной.
Трагедии и загадки
О знакомстве Валентина с его женой Ксенией мы тоже знаем не так уж много – сейчас перед «Родительским мостом» стоят другие важные задачи относительно будущей жизни Вали и его сына, а сам Валентин не рассказывает. Так или иначе, они познакомились несколько лет назад и уже в 2020 году оформили брак.Ксения на семь лет старше Валентина. На момент знакомства у нее уже была четырехлетняя дочь Даша от предыдущих отношений. Но Валентина это не смутило. Он переехал в квартиру Ксении, они стали жить как семья.
Как и у Валентина, у Ксении диагностировано органическое поражение мозга, возможно, оно стало результатом серьезной автомобильной аварии, в которую она попала вместе со своей мамой. Мама погибла, а Ксения оказалась в больнице. Когда именно произошла эта авария – тоже не известно, но Ксению она очень изменила.
Новая трагедия случилась в самом начале совместной жизни семьи: родившийся недоношенным ребенок неожиданно умер. Что случилось, толком никто не знает, официально зарегистрировали внезапную смерть младенца. Позднее жизнью семьи заинтересовались органы опеки и попечительства – по какой причине, пока доподлинно не известно, но оказавшись на адресе, специалисты пришли к выводу, что Даше – старшей дочери Ксении – угрожает опасность.
У Даши еще в раннем детстве был диагностирован диабет, а Ксения не уделяла должного внимания ее лечению. Поэтому девочку изъяли из семьи и направили в стационар, затем – в реабилитационный центр для детей с тяжелыми последствиями сахарного диабета, в котором она находится и сейчас. Лишена ли Ксения в отношении дочери родительских прав, нам пока не известно – ждем ответа из органов опеки и попечительства.
«Грех не попытаться»
Возможно, на момент визита органов опеки Ксения уже была снова беременна: Макар родился в июне этого года. Так как семья находилась под пристальным вниманием государственных органов, в квартиру снова вышли специалисты опеки, на этот раз – вместе с полицейскими. Но изымать ребенка они не стали, не выявив явной угрозы его жизни и здоровью. Как говорит Валентин, «полиция не дала забрать Макара».Тем не менее, очень скоро ситуация стала угрожающей: Ксения ушла на беседу в опеку, но домой уже не вернулась. Прямо оттуда она попала в психиатрическую больницу, где находится и сейчас. А Валентин остался один с маленьким Макаром на руках. На первое время их госпитализировали в больницу, чтобы провести обследование.
Мальчик оказался совершенно здоров, но жить вдвоем с отцом они не могли, потому что остались без всяких средств к существованию. Да и ухаживать за маленьким сыном в одиночку молодому папе было нелегко. Большая часть скромной пенсии Валентина уходит на оплату долгов за коммуналку, а других источников дохода просто нет. Накануне госпитализации Ксении он собирался выйти на работу: даже прошел стажировку в «Икее» и получил место, но младенцев не берут в детский сад. От работы пришлось отказаться.
«Именно я, когда мне позвонили, отнеслась к такой перспективе нормально, поскольку я сама приемная мама, я сопровождаю приемные семьи. Трудности, с которыми сталкиваются выпускники детских домов мне понятны и знакомы не понаслышке – объясняет координатор «Дома для мам» фонда «Родительский мост» Ирина Мокичева. – Когда это парень, а у него ребенок, и он его ни за что не хочет с ним расставаться – тут грех не попытаться что-то сделать!»
Крепкий родительский мост
Здесь же папа, которому в жизни было так непросто, учится готовить, планировать свой рацион, совершать покупки и думать о будущем – все это важные социальные навыки, приобрести которые Вале было просто негде. В школе его учили считать и писать, но никто не рассказывал, как платить за проезд или варить рис. Приходится учиться этому прямо сейчас.
Что будет с Валентином и Макаром дальше, пока никто не знает. Теоретически, если Ксению выпишут из больницы, они смогут вернуться домой, но насколько это безопасно для ребенка – вопрос открытый. Жить с Валей вдвоем Макар пока тоже не может: «Даже если мы бы тут все коллегиально решили, что эта ситуация для ребенка не представляет опасности, то дохода-то у Валентина нет, чтобы быть с ребенком и на что-то жить. У него остается три-четыре тысячи на месяц», – объясняет Ирина Мокичева.
Параллельно «Родительский мост» начал работу и с Ксенией. Пока она находится в очень неуравновешенном состоянии, жутко ревнует Валентина и периодически устраивает ему скандалы по телефону. Во время госпитализации выяснилось, что Ксения не меняла паспорт после замужества, сейчас, благодаря социальной службе больнице и мобильности нашего координатора, этот процесс запущен – к концу месяца документы будут готовы, затем можно будет прописать Макара в мамину квартиру.
Что дальше – покажет время. По крайней мере, сейчас в запасе у Валентина и его сынишки это время есть. Они могут никуда не спешить, не думать о пропитании, а заняться собой, обратить внимание друг на друга, научиться жить вместе. Всего за один месяц взаимоотношения Валентина и Макара стали гораздо глубже и продуктивнее, Валя активно учится быть отцом, учится жить в сложном мире, где нужно отвечать не только за себя, но и за своего ребенка. Между Валентином и Макаром выстраивается – по кирпичику – крепкий родительский мост. А значит, все не зря.
Случай Валентина и Макара – скорее уникальный, чем обычный, но проблемы, которые он выявляет, типичны: сложности с адаптацией детей-сирот после жизни в детском доме, отсутствие систематического сопровождения кризисных семей и взрослых людей с нарушениями интеллектуального развития, безденежье. Все эти проблемы мы не сможем решить разом, но мы можем помочь конкретным людям, потому что нет ничего важнее человеческой жизни. Если в вашем сердце откликаются ценности «Родительского моста», пожалуйста, оформите регулярное пожертвование в нашу пользу. Даже небольшая сумма поможет нам увереннее смотреть в будущее и планировать свою работу.
Благодарим фонд "Абсолют помощь" за поддержку проекта.