Если бы Франц Кафка жил в наше время, то он вполне мог бы писать рассказы о российской бюрократической системе, справиться с которой в одиночку не под силу почти никому. Тем более сложно это для кризисных клиентов «Родительского моста», которым наши специалисты помогают на всех этапах. Даже если ради этого надо проделать путь в тысячу километров.

Новости из Себежа
Про Таню Смирнову мы уже рассказывали этой весной. Тогда она жила со своей дочерью Алиной в комнате коммунальной квартиры и ждала рождения второго ребенка – малыша Евгения, который появился на свет в конце мая. Роды прошли хорошо, но после них – на почве стресса – у Тани участились приступы диагностированной еще в детстве эпилепсии. Из-за приступов, которые начинались неожиданно, она могла нанести вред маленькому Жене и однажды даже уронила его – но ничего страшного по счастью не произошло.

Врачи забили тревогу, подключились органы опеки и, конечно, благотворительные организации: «Родительский мост» и «Партнерство каждому ребенку». Все вместе специалисты разработали план выхода из сложившейся ситуации и после выписки из роддома детей Татьяны временно поместили в приемную семью, а она сама легла в больницу на обследование.

Приступы удалось купировать медикаментозно – Тане прописали специальные лекарства, которые она принимает несколько раз в день. Ненадолго Таня даже вышла на работу в магазин возле дома, чтобы скопить средства на первое время с детьми, по которым она очень скучает. Но тут пришли новости из Себежа – города в Псковской области, в котором Таня родилась двадцать один год назад. Ей, наконец, выделили квартиру из фонда специализированного найма, которую нужно было принять, а для этого – оформить целую гору документов.
Как и многие другие люди с опытом сиротства, Татьяна не очень хорошо социально адаптирована и нуждается в поддержке, когда дело доходит до общения с органами власти. На начало лета у нее не были оформлены социальные пособия на младшего ребенка, Женю было некуда прописать, к тому же у Тани порвался паспорт – нужно было его менять. Справиться самостоятельно даже с этим она не могла, к тому же проще и быстрее сделать паспорт можно было в Себеже, но как и на какие средства туда доехать, она не знала.

«Для нормальной жизни с детьми»
«Что это за жилье, мы не имели никакого представления, – говорит Нина Суханова. – Вполне могло оказаться, что оно будет непригодно для нормальной жизни с детьми, тогда от него нужно было бы отказываться. Но, зная Таню, можно с уверенностью сказать, что она бы этого сделать не смогла».
Таня и правда очень добрый, бесконфликтный и немного наивный человек, который искренне верит в хорошее и доверяет людям. А те – просто пользуются этим. Так поступали работодатели, так поступали мужчины, например, отец ее второго ребенка, который после новости о беременности просто перестал выходить на связь.

К тому же – принять квартиру – это только полдела. Чтобы ее получить, нужно было пройти через множество инстанций в Себеже, сделать новый паспорт, а потом – прописаться самой и прописать детей. Оформлять документы и обивать пороги государственных учреждений обычно не любят даже социально адаптированные люди, а для Татьяны этот квест был просто нерешаемым. Нужно было брать Таню и ехать в Себеж – так мы и сделали, а перед этим – силами Нины Сухановой провели большую подготовительную работу.
«На самом деле перед этой поездкой я целый месяц вела постоянные телефонные переговоры со всеми инстанциями: опекой, администрацией, паспортным столом и так далее, – говорит Нина Суханова, – без подготовки мы не смогли бы сделать все так быстро, как нам хотелось».
Долгожданная квартира
Мы с Таней и Ниной выехали из Питера вечером в понедельник и через шесть часов, которые нам потребовались, чтобы преодолеть 460 километров до Себежа, поздней ночью, прибыли на берег Себежского озера и заселились в хостел. Нам предстоял сложный день.
С самого утра мы отправились в Сбербанк, чтобы заплатить пошлину за паспорт, потом – в паспортный стол, где буквально за час (спасибо огромное сотрудникам!) Таня получила новый красивый паспорт с цветной фотографией. Первое дело было сделано, и мы помчались в администрацию Себежа – договариваться по поводу квартиры.
После небольшого ожидания, вместе с сотрудницей администрации мы поехали на другой конец Себежа (дорога заняла минут десять), чтобы увидеть новое Танино жилье. Оно оказалось однокомнатной квартирой на втором этаже двухэтажного кирпичного дома – типового для Себежа, но достаточно необычного для Петербурга, потому что отапливается дом дровами.
В городке нет, и никогда не было магистрального газопровода, поэтому на кухне просторной однушки просто стоит газовый баллон, подключенный к плите, а в комнате – неожиданная для города дровяная печь. Дрова жители хранят в специальных сараях во дворе, но Тане такого сарая не досталось – только квартира. Водоснабжение из-за летней жары тоже пока сомнительное – вода из крана то течет еле-еле, то совсем нет.
Но, несмотря на все минусы, это все-таки квартира – вполне неплохая по себежским меркам, то есть явно лучше, чем ничего (сейчас Таня снимает комнату в коммуналке в Питере, а своего жилья у нее нет). Не без смущения и тревоги она призналась, что квартира ей нравится, хотя возвращаться на родину она пока не планирует. Но кто знает.
Всё получилось
В этой круговерти мы не забыли посетить аптеку – узнать, может ли Таня получить бесплатные лекарства от эпилепсии, которые в Питере ей не выдают. Оказалось, что для этого нужно заключение невролога – поехали в поликлинику получать заключение. На удивление это оказалось не так уж долго: в Себеже все люди шли нам навстречу, все получилось – заключение, а затем и препараты, которые так необходимы – выдали совершенно бесплатно.
В паспортный стол мы примчались около четырех – всего за час до закрытия – и едва-едва, но все-таки успели прописать и Татьяну, и ее сына Женю в обретенную квартиру. Специальную форму на Госуслугах заполняли буквально все втроем – для ускорения процесса, бегали на почту снимать копии, нервничали, что не успеем, но все-таки успели!
На обратном пути мы сделали еще одно важное дело – заехали на могилу Таниной мамы, которая умерла в июле 2008 года. Таня давно не навещала ее, и не сделать этого было просто нельзя. Хотели заехать и к бывшему Танину мужу, но не стали – он вместе с родственниками продолжает активно употреблять алкоголь, а воспитывать общую дочь по-прежнему не помогает.

Мы поехали домой. Еще шесть часов дороги, вдоль которой бродили аисты в свете заката, и Таня вернулась в Петербург – с целой папкой документов, ключами от квартиры, новом паспортом, лекарствами и пропиской для себя и сына. С нашего отъезда прошли всего сутки и несколько часов. А сколько перемен! Таня даже до конца не поняла, что все так сильно изменилось. Сразу легла спать, чтобы на следующий день начать готовиться к возвращению Алины и Жени домой.
Сохранить семью
За время поездки Татьяна не потратила ни рубля – все расходы на жилье, бензин и оформление документов оплатил фонд «Родительский мост», а пошлину на получение паспорта – «Партнерство каждому ребенку». Но в первую очередь дело тут не в деньгах: Тане нужна была помощь и другого рода – полноценное сопровождение, которым занимается Нина Суханова – без ее поддержки ничего бы просто не получилось, а на кону стоит (не нужно об этом забывать) сохранение семьи.Мы в фонде «Родительский мост» считаем, что сохранить Танину семью, как и семьи других наших клиентов, просто необходимо: она любит своих детей и может – с поддержкой специалистов – о них позаботиться. А дети – любят свою маму и очень скучают.
Вся наша работа построена на благотворительной основе, работа фонда зависит от простых людей, которые жертвуют свои средства в нашу поддержку. Мы призываем и вас войти в их число. Пожалуйста, оформите пусть небольшое, но регулярное пожертвование на сайте «Родительского моста», так вы поможете нам увереннее смотреть в будущее. Так вы внесете свой вклад в сохранение семей.