В семьях священнослужителей часто бывает много детей. Троих воспитали и Владимир с Александрой Коваль-Зайцевы. Но дети выросли, а желание отдавать и помогать никуда не делось.
«Надо было спасать»
Решение принять в свою семью ребенка, Александра с мужем – отцом Владимиром – вынашивали и вымаливали очень долго, но принять его никак не могли. До памятного Благовещения 2016 года, когда во время ранней утренней молитвы одновременно поняли, что ждать больше нечего. И в тот же день оказались в офисе благотворительного фонда «Родительский мост», про который им давно рассказывали близкие знакомые и прихожане церкви. Оказалось – запрыгнули в последний поезд, потому что буквально в этот день закрывался прием в Школу приемных родителей фонда.
«Мы пришли на консультацию, и я сразу же сказала, что мы хотим взять слепого подростка, потому что мы в таком возрасте, что на маленького ребенка, наверное, не хватит сил, а своя дочка – она у нас с нарушениями зрения – уже выросла, – вспоминает Александра. – На тот момент она самостоятельно жила в Праге, училась в Карловом университете, путешествовала по Европе. И мы поняли, что наша рука ей не нужна, но опустить мы ее не можем. И вообще в доме много приспособлений для слабовидящих, и мы понимаем, что слепых детей мало кто берет, а мы можем. И мы сразу об этом заявили».
Тот день действительно был чудесным и судьбоносным, события развивались очень стремительно. На первой же консультации президент «Родительского моста» Марина Юрьевна Левина, во-первых, увидела в будущих принимающих родителях большой потенциал, а во-вторых, сообщила, что прямо сейчас в помощи остро нуждается один ребенок – маленькая девочка, которая рисковала оказаться в специализированном детском доме и остаться запертой в системе психоневрологических интернатов.
У девочки было экзотическое имя Лионетта и темный цвет кожи, доставшийся от родителей. Через полтора месяца ей должно было исполниться пять лет, ее ждал перевод из дома ребенка в специальное учреждение, выйти из которого практически невозможно. «Девочку надо было спасать», – говорит Александра. И они спасли.
Коваль-Зайцевы прошли Школу приемных родителей в индивидуальном порядке буквально за месяц – на занятия ходили каждый день, времени порой не оставалось даже на сон, но зато «погружение было полным», – рассказывает Александра. А уже в мае они приняли под опеку пятилетнюю Лионетту, Елизавету в крещении, Лизу.
«Как будто навсегда»
Первые три с половиной года своей жизни Лиза провела вместе с мамой Амаль, уроженкой далекого Судана, из которого девушка приехала в Россию учиться на медика. В студенческие годы Амаль забеременела и родила дочку, но ребенком занималась эпизодически, Лиза часто оставалась одна в комнате коммунальной квартиры. В одиночестве она провела и несколько недель, когда мама поехала в Судан за новой визой.
Как раз в это время, когда к Лизе заходили только соседи по квартире, чтобы поменять подгузники и покормить девочку, в Судане разразилась гражданская война, Амаль не смогла покинуть страну. Лизу же забрали сначала в больницу имени Цимбалина, а потом – в приют. У нее диагностировали серьезные задержки развития, она часто устраивала истерики, совсем не разговаривала и не контактировала с окружающими. До появления в ее жизни Коваль-Зайцевых девочку ждала страшная судьба.
На момент оформления опеки над Лизой, возвращение мамы в Россию еще оставалось под вопросом. На родине она практически оформила документы на выезд в США и собиралась забрать Лизу с собой, но политика американской администрации вскоре изменилась, и план пошел насмарку. А привезти девочку в Судан Амаль тоже не могла – по законам мусульманской страны она не имела права воспитывать ребенка без отца. Несмотря на такие обстоятельства, возможность воссоединения с кровной матерью еще оставалась, и Александра с Владимиром взяли Лизу на время – до тех пор, пока Амаль не решит все свои проблемы на родине.
«Сначала мы всех обстоятельств не знали, и я думала, что мы берем такую красоту временно, мне говорили: ты не настраивайся, что она через полгода, через год заберет, надо как будто она у тебя навсегда. Я говорю: да, конечно, как же еще, как будто навсегда, – вспоминает Александра. – Но все равно я же представляла, что мы отдадим, и поэтому у нас появилась все-таки наша мечта, наш слепой подросток. Пройдя все эти бюрократические вопросы и получив медицинское разрешение, мы подумали: да ну, через полгода опять это все проходить? Давай сразу!»
«Всё будет хорошо»
«Эта приемная семья очень много вложила в Карину сил, – говорит Александра, – они сделали ей высокотехнологичную операцию, у нее были вшиты пластины в мозг для расширения черепа, учили ее, но потом все-таки не выдержали адаптации и отдали обратно».
Повторный возврат в сиротское учреждение – страшная травма для ребенка, однажды уже оставленного родителями. Оправиться после нее очень сложно. Александра рассказывает, что после размещения в семье Карина еще долго собирала чемодан, думая, что ее отвезут обратно. И даже после того, как семья усыновила ее, девочка спросила: «Как же ты теперь найдешь мне новую маму».
Но любовь, забота и внимание – творят настоящие чудеса. Сейчас Карине семнадцать лет, у нее юношеский разряд по плаванию и, несмотря на органическое поражение мозга, поставленное еще в детстве, она отлично учится в школе для детей с нарушениями зрения. Школа специальная, но программа в классе Карины – общеобразовательная, и после школы девушка планирует поступать в педагогический институт, чтобы выучиться на дефектолога. Чемодан она давно уже не собирает.
Вместе с ней в ту же школу ходит и Лиза. Несколько лет назад о ее обучении не было даже и речи. Лиза совсем не контактировала с окружающими из-за пережитого в детстве стресса и на фоне расстройства аутистического спектра, которое ей поставили после долгих обследований. Но сейчас Лиза уже пытается говорить, заявляет о своих желаниях, собирает паззлы. Истерики все еще иногда происходят, но прогресс – просто огромный.
Не последнюю роль в этом прогрессе сыграли специалисты «Родительского моста», особенно – Ирина Михалина, которая сопровождает семью с момента размещения детей. Первое время она работала с Лизой и Кариной каждую неделю, а сейчас уже превратилась в друга семьи, без которого трудно представить день рождения девочек и другие праздники.
«Для Карины Ира – доверенное лицо, а для меня она – основа уверенности, что все будет хорошо, – говорит Александра. – Я, конечно, не одна. «Родительский мост» нас вообще не забывает, и это для девочек тоже очень важно, что есть внимание. Карине Ира действительно очень помогает в каких-то таких даже вещах, которые, может быть, она не может мне доверить».
«У нас просто веселье!»
«С такими детьми важно не то, что будет дальше, а то, что мы делаем сейчас. Чтобы ребенок получил тепло, чтобы ребенок контейнировал то, чего у него сейчас не хватает, какого-то внимания, любви, заботы, – объясняет Александра. – И ты начинаешь жить вот прям каждый день, не цели, а процесс встает на первое место. Надежды только на сегодняшний момент, что они смогут общаться, смогут дать ответ, и каждый раз мы: ой, Лиза йогурт попросила! Она сказала «мама»! Смотри, она к холодильнику подходит, сама открывает, откроет холодильник и смотрит…»
Такое отношение к приемным детям, по словам Александры, поначалу даже вызывало недоумение и беспокойство старших кровных детей, которые очень переживали за родителей. Но постепенно и они стали для девочек настоящими братьями и сестрой, а для родителей – подмогой и опорой. Хотя до сих пор иногда удивляются неподдельной радости Александры и Владимира, которая просыпается в ответ на радость Лизы и Карины.
«Мы так никогда не веселились с собственными детьми, – со смехом говорит Александра. – Например, макароны варим, макаронины кидаем в кастрюлю по одной, Лиза от каждой макаронины, которая попала в кастрюлю, смеется, и у нас просто веселье! Первые макароны уже в кашу превратились, но это же не важно! Старшие дети очень сильно удивлялись поначалу, думали, не сошли ли с ума родители, а у нас просто кайфушка. Мы сами хотим уже немножко поглупеть ради любви».
Конечно, в семье не все гладко, не все легко, но Александра и Владимир, может быть, лучше других знают, что рука дающего никогда не оскудеет, что любовь рождает другую любовь, вытесняя из мира тьму и страдания. Опыт приемного родительства для них стал только подтверждением этой истины, а большая семья и «Родительский мост» –поддержкой и опорой.
Наш фонд готовит приемных родителей уже два десятка лет, за это время выпускники Школы приемных родителей «Родительского моста» разместили больше семисот детей. Только пятеро из них вернулись в государственную систему сиротских учреждений, остальные – обрели свои семьи, своих близких, без которых состояться в этом мире очень сложно. Это лучший показатель по всей России.
Школа приемных родителей продолжает свою работу. Ближайший набор – уже этой весной. И сейчас нам очень нужна ваша поддержка. Пожалуйста, оформите посильное пожертвование в пользу «Родительского моста» на нашем официальном сайте. Вместе мы сможем больше!